Программа развитие интеллектуальных способностей

скачать

Содержание

1. Актуальность

2. Цель и задачи

3. Объект и предмет исследования

4. Гипотеза

5. Методология и методы исследования

6. Новизна и практическая значимость

7. Основные этапы реализации программы

8. Критерии оценки ожидаемых результатов. Способы диагностики результатов

9. Прогноз положительных результатов, возможных негативных последствий и механизмов их компенсации

10.Нормативно-правовое основание для разработки программы 11. Ресурсное обеспечение программы

12. Перспективный план воспитательно- образовательной работы. 13. Учебно-методическое обеспечение

Приложения

Приложение 1

Развлечения с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича

Приложение 2

Мастер-класс для педагогов

Приложение 3

Методические рекомендации для воспитателей «Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В.В. Воскобовича

Приложение 4

Рекомендации для родителей. Игры Воскобовича — не просто гимнастика для ума. Это идеология

Приложение 5

Немного истории и самые популярные развивающие игры Воскобовича

  1. Актуальность

   Дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности.

   Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста одна из проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

    Игры В. Воскобовича — необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе.

   Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно — задача достаточно сложная. Данная программа опирается на технологию «Сказочные лабиринты игры» Харько Т. Г. и Воскобовича В. В., содержанием которой является эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, мышления, воображения, мышления, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста.

Технология «Развивающих игр В. В. Воскобовича в первую очередь направлена на организацию такого развивающего обучения, в котором тренируются и развиваются виды умственной деятельности ребёнка дошкольника. Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.

  • Цель и задачи

   Цель программы: развитие интеллектуальных, умственных и математических способностей.

Задачи:

-развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;

-развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;

-развитие воображения, креативности мышления(умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);

-гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;

-формирование базисных представлений(об окружающем мире, математических), речевых умений;

-построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально творческому развитию детей в игре.

3. Объект и предмет исследования

    Объект исследования процесс развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: игры В.В. Воскобовича, как средство развития интеллектуальных способностей детей.

4. Гипотеза — процесс развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста будет более эффективным, при условии создания специальной игровой деятельности и развивающей среды, включающей:

— целе-результативный,

— функционально-содержательный,

— критериально-диагностический,

— процессуальный блоки.

5. Методология и методы исследования

   Анализ психолого-педагогических исследований, научно-методических программ и технологий по развитию интеллектуальных способностей.

   Анкетирование и тестирование педагогов, родителей наблюдение игровой деятельности детей.

   Методы статистической обработки данных.

6. Новизна и практическая значимость

— произведен анализ игр Воскобовича с целью определения видов игр, наиболее эффективно способствующих оптимизации развития интеллектуальных способностей детей;

 -предложена практико-ориентированная модель развития интеллектуальных способностей детей в процессе игровой деятельности посредством развивающих игр Воскобовича;

-разработаны методические рекомендации для педагогов дошкольного образования «Развития интеллектуальных способностей дошкольников посредством развивающих игр В. В.

7. Основные этапы реализации программы

1 этап диагностический, организационный

Цель:

Подготовить условия для формирования системы работы по технологии Воскобовича с воспитанниками в детском саду.

Задачи:

-Изучение нормативной базы;

-Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы;

-Создание целевого методического совета по проблеме работы ( специалисты ДОУ, педагоги).

Планируемые мероприятия:

  1. Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанников;
  2. Создание творческой группы воспитателей в ДОУ.
  3. Обеспечение условий для систематического повышения мастерства педагогов.
  4. Активное участие родителей, воспитателей и детей в открытых мероприятиях ДОУ, конкурсах на уровне района.

2 этап реализационный

Цель:

Апробация системы работы по внедрению развивающих игр В.В. Воскобовича.

Задачи:

— Диагностика склонностей воспитанников.

— Разработка методических рекомендаций, материалов для проведения различных мероприятий (тематические недели, интеллектуальные викторины, мастер-классы, тренинги), праздников.

— Формирование методической копилки детского сада по технологии Воскобовича.

— Повышение квалификации педагогов в области работы по технологии Воскобовича.

— Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства учителей школы и специалистов ДОУ, родителей.

— Использование условий ДОУ и социума для развития воспитанников с опережением в развитии.

— Создание индивидуальной карты развития личности ребенка в ДОУ.

 Планируемые мероприятия:

1. Внедрение педагогических технологий развития посредством развивающих игр В. В. («Портфолио ребенка-дошкольника»).

2. Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по технологии Воскобовича, опубликование материалов на сайте ДОУ.

3. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе по технологии Воскобовича.

4. Создание совместных планов со специалистами дополнительного образования.

5. Создание авторских программ, проектов по технологии Воскобовича.

3 этап аналитический

Цель: Переход системы работы по технологии Воскобовича в режим функционирования.

Задачи:

-Анализ итогов реализации программы.

-Осуществление преемственности в воспитании и развитии по технологии Воскобовича на всех этапах воспитания и обучения в детском саду.

-Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.

-Обобщение и презентация результатов работы детского сада в реализации программы.

Планируемые мероприятия:

1. Обобщение результатов предыдущего этапа реализации.

2. Коррекция и уточнение программы.

3. Дополнительная апробация изменений, внесенных в программу.

4. Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях.

8. Критерии оценки ожидаемых результатов.

Способы диагностики результатов — положительная динамика степени сформированности профессиональной компетентности педагогов в сфере интеллектуального развития детей посредством развивающих игр В. В.

— динамика результатов степени сформированности интеллектуальных способностей;

— позиционирование результатов среди родительской общественности, среди педагогов, в СМИ;

— участие детских инновационных проектах, в конкурсах различного уровня.

9.Прогноз положительных результатов, возможных негативных последствий и механизмов их компенсации

Общий прогноз.

1.Компетентное осуществление педагогами ДОО развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр В.В.Воскобовича.

2. Наметившийся процесс развития у детей продуктивности, осознанности, оперативности действий и рациональности выполнения интеллектуально-творческих игровых и проблемных заданий и ситуаций; возросшая самостоятельность и самоорганизованность, инициативность и настойчивость в достижении намеченной цели.

3. Позиционирование результатов работы программы в СМИ, среди родительской общественности.

Ближайший прогноз

-дети осваивают цифры и буквы, счёт, знание геометрических фигур, умеют ориентироваться на плоскости;

-умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;

-умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять;

-у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;

-хорошо развита мелкая моторика рук.

Прогнозируемые отрицательные результаты возможные негативные последствия и механизмы их компенсации не прогнозируются

10. Нормативно-правовое основание для разработки Программы

Программа разработана на основе нормативно — правовых документов: 1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

2. Приказа Минобрнауки РФ от г «От утверждении порядка организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам ДО»

3. Приказа Минобрнауки РФ от г «Об утверждении Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования»

4. Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПин «Санитарно — эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»

5. Общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» пилотный вариант под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- Изд-во «Мозаика-Синтез».- М.,

6.Устава ДОУ

7. Программы развития ДОУ

11.Ресурсное обеспечение программы

1. Игровые «центры» оснащенные дидактическим комплексом развивающих игр В.В.Воскобовича.

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр В.В.Воскобовича, конспекты совместной деятельности, сценарии КВН, развлечений и т. д.).

3. Конструкторы.

4. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».

5. Технология В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»+методическое обеспечение.

6. Диагностический инструментарий оценивания эффективности программы.

— Уровень формирования элементарных математических представлений (Мониторинг в детском саду. Научно методическое пособие. СПб. : Издательство «Детство — пресс», с.) ;

 — Уровень развития интегративного качества «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» (Результаты итогового мониторинга детского развития. Н. В. Верещагина Издательство «Детство — пресс», 2011);

-Уровень развития интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»(результаты итогового мониторинга детского развития. Н. В. Верещагина Издательство «Детство — пресс», 2011);

— Уровень формирования навыков интеллектуального развития (Тест для изучения дифференцированного восприятия «Найди». (К. Л. Печора, 1978, Логическое запоминание Тест «Лишний предмет» (Г. Айзенк, 1972) ; Познавательный интерес: Тест: «Узнай фигуру». (Р. С. Немов, 2001, Развитие речи: Тест: «Пиши кружочками» и «Чтение схем слов» (Г. Г. Григорьева, 1995, Креативность (тесты П. Торренса) — Диагностика умственных способностей детей (сформированность логического мышления по Ж. Пиаже, диагностика основных мыслительных операций по В. В. Дывыдову, Л. В. Занкову) — Уровень овладения игровой деятельностью — дидактической игрой. (Мониторинг в детском саду. научно методическое пособие. СПб. : Издательство «Детство — пресс», с.

12.Развивающие игры и занятия

   Перспективный план работы.

Месяц Используемыеигры Задачи Итоговоемероприятие
СЕНТЯБРЬ «Фонарики» Коврограф «Двухцветный квадрат Воскобовича»   «Чудо-крестики1»   «Шнур Малыш» Формированиепредставленийосенсорныхэталонах                          цвета,формы,величины. Развитиеконструктивныхспособностейдетей.Тренировкамелкоймоторикируки,тактильно–осязательныханализаторов. ·Совершенствованиепсихических процессов:внимания,памяти,мышления, воображения,речи. Игровоезанятие «Колобок» Цель:развитиепроцессоввнимания,памяти,мышления,воображения;творческихспособностейисамостоятельности;уменийориентироватьсявпространстве,различатьиназыватьгеометрическиефигуры,составлятьизнихпредметныеформы.
ОКТЯБРЬ коврограф   «Двухцветный квадрат Воскобовича»   «Фонарики» «Чудо–крестики1» «ШнурМалыш» «Лепестки» Формированиепредставленийосенсорныхэталонах   цвета,формы,величины.Развитиеконструктивныхспособностейдетей.Тренировкамелкоймоторикируки,тактильно–осязательныханализаторов. Совершенствованиепсихических процессов:внимания,памяти,мышления, воображения,речи. Логико–математическаяигра   «Какмыпутешествовали»   Цель:развитиеуменийпоследовательновыполнятьдействия,придерживаясьзаданногоалгоритма;сортироватьпредметывусловномпорядке;ориентироватьсявколичествепредметов.
НОЯБРЬ Коврограф «Двухцветный         квадрат                           Воскобовича» «Фонарики» «Чудо–крестики1»   «ШнурМалыш»   «Лепестки» Формированиепредставленийосенсорныхэталонах   цвета,формы,величины.Развитиеконструктивныхспособностейдетей.Тренировкамелкоймоторикируки,тактильно–осязательныханализаторов.Совершенствованиепсихическихпроцессов:внимания,памяти,мышления,воображения,речи. Логико–математическаяигра «Какдрузьясобиралиягоды» Цель:развитиеуменийсравниватьпредметыпоформеиразмеру;самостоятельнопридумыватьискладыватьсилуэтыизчастей,соотноситьреальныеизображениясосхематическими.
ДЕКАБРЬ Коврограф «Двухцветный         квадрат Воскобовича» «Фонарики» «Чудо–крестики1» «ШнурМалыш» -Формированиепредставленийосенсорныхэталонах                          цвета,формы,величины. Логико–математическаяигра «КакдрузьявстречалиНовыйгод» Цель:развитиеуменийразличать предметы
  «Лепестки» Развитиеконструктивныхспособностейдетей.Тренировкамелкоймоторикируки,тактильно–осязательныханализаторов.Совершенствованиепсихическихпроцессов:внимания,памяти,мышления,воображения,речи. поразмеру(шире-уже),сравниватьих,находитьсвязимеждупредметамипораз-меру,употреблятьслова«такойже,как», «нетакой»;пониматьпространственныеот-ношения (слева,справа,между,посередине);определятьпредметпоегочасти;самостоятельнопридумыватьискладыватьпредметныесилуэтыизчастей.
ЯНВАРЬ «Двухцветный  квадрат                           Воскобовича»   «ЧетырёхцветныйквадратВоскобовича»   «Чудо–крестики1»   «ШнурМалыш»   «Чудо–крестики2»   «Фонарики» Развитиеконструктивныхспособностейдетей.Формированиезнанийогеометрическихфигурах.Освоениеколичественногосчёта.Совершенствованиеинтеллекта.Развитиевоображенияитворческихспособностей.Тренировкамелкоймоторикируки,тактильно–осязательныханализаторов. Логико–математическаяигра «Каклисёнокимедвежоноксобиралисьвгости» Цель:развитиепространственныхпредставлений(справа,перед,за),уменийсравниватьпредметы,пользуясьприёмомналоженияиприложения;составлятьпредметныесилуэтыизчастейгеометрическихфигур;находитьвыходизпроблемныхситуаций.
ФЕВРАЛЬ «Двухцветный квадрат Воскобовича»   «ЧетырёхцветныйквадратВоскобовича» «Чудо–крестики1»   «ШнурМалыш» «Чудо–крестики2» «КорабликПлюх–Плюх» «Цифроцирк» Знакомитьдетейсцифрамиичисламинатуральногорядавпределах5. Развитиеконструктивныхспособностейдетей.Формированиезнанийогеометрическихфигурах.Освоениеколичественногосчёта. Совершенствованиеинтеллекта. Развитиевоображенияитворческихспособностей.Тренировкамелкоймоторикируки,тактильно–осязательныханализаторов. Логико–математическаяигра «КакмыиграливместесКатейиМашей»Цель:развитиеуменийсамостоятельно составлять геометрическиефигурызаданногоцветаиразмера;выражатьвречиспособвыполнения              действия;выбирать                        определённыефигурыизмножества  других;  складыватьсилуэтыпосхеме-образцу  и  собственномузамыслу.
МАРТ ДвухцветныйквадратВоскобовича»   «ЧетырёхцветныйквадратВоскобовича»   «Чудо–крестики1» «ШнурМалыш» «Чудо–крестики2»   «КорабликПлюх–Плюх» «Цифроцирк» «Буквоцирк» Знакомитьдетейсцифрамиичисламинатуральногорядавпределах5.Развитиеконструктивныхспособностейдетей.Формированиезнанийогеометрическихфигурах.Освоениеколичественногосчёта.Совершенствованиеинтеллекта.Развитиевоображенияитворческихспособностей.Тренировкамелкоймоторикируки,тактильно–осязательныханализаторов.Знакомстводетейсгласнымизвукамиибуквами. Логико–математическаяигра «Какмывстречалигостейвдетскомсаду»Цель:развитиеуменийразличать предметыпоразмеру(большой,маленький,низкий,высокий); самостоятельноконструироватьпредметысоответствующегоразмера;располагатьпредметывпространстве(одинвышедругогоилиодин  наддругим); запоминатьцвет карточек; ориентироваться в количествепредметов;самостоятельно придумыватьисоставлятьсилуэтыизгеометрическихфигур.
  АПРЕЛЬ Коврограф   «Двухцветный         квадрат                           Воскобовича»   «ШнурМалыш»   «Чудо–крестики2»   «КорабликПлюх–Плюх»   «Цифроцирк»   «Буквоцирк» Знакомитьдетейсцифрамиичисламинатуральногорядавпределах5. Развитиеконструктивныхспособностейдетей.Формированиезнанийогеометрическихфигурах.Освоениеколичественногосчёта.Совершенствованиеинтеллекта.Развитиевоображенияитворческихспособностей.Тренировкамелкоймоторикируки,тактильно–осязательныханализаторов.Знакомстводетейсгласнымизвукамиибуквами. Совместнаяинтегрированнаяигроваядеятельность «Теремок» Цель:развитиепознавательных процессовмышления, внимания,памяти; речи,творческихспособностей  исамостоятельности;умений различать   иназыватьцвет,форму,составлять фигуру изчастей.
    МАЙ Коврограф   «Двухцветный         квадрат                           Воскобовича»   «ЧетырёхцветныйквадратВоскобовича» Знакомитьдетейсцифрамиичисламинатуральногорядавпределах5.Развитиеконструктивныхспособностейдетей. Логико–математическаяигра «КакАлёшарассматривалцветок» Цель:развитиеуменийзрительновосприниматьколичествопредметов,   сравнивать
  «ШнурМалыш»   «Чудо–крестики2» «КорабликПлюх–Плюх» «Цифроцирк» «Буквоцирк» Формированиезнанийогеометрическихфигурах.Освоениеколичественногосчёта.Совершенствованиеинтеллекта.Развитиевоображенияитворческихспособностей.Тренировкамелкоймоторикируки,тактильно–осязательныханализаторов.Знакомстводетейсгласнымизвукамиибуквами. предметымеждусо-бой,добавлятьилиубиратьнеобходимоеколичествочастей;самостоятельнопридумыватьисоставлятьсилуэтыизчастей.

13.Учебно-методическое обеспечение

1. В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая, «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей» С.-П.: ООО РИВ, 2003

2. В.В. Воскобович, «Нетающие льдинки Озера Айс, или сказка о Прозрачном е» С.-П.: ООО РИВ, с.

3. В.В. Воскобович, «Тайна ворона Метра или сказка об удивительных приключениях а» С.-П.: ООО РИВ, с.

4. Толстикова О. В., Савельева О.В., Иванова Т.В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. Екатеринбург: ИРО, 2013.

5. Л.П.Пяткова,О.А.Стальбовская «Инновационные процессы в современном дошкольном образовании.развитие интеллектуального потенциала и детской одарённости».издательство «Учитель»2013 г.

6. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ — Воронеж, ИП Лакоценина С.С., Сказочные лабиринты игры. Игровая развивающая технология В. Воскобовича.

8. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм В. Воскобовича Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ Воронеж- ИП Лакоценин Н. А., 2012-190с.

9. Использованы сведения с сайта http://www.umka.by/methods/voskobovich.html