Дидактический сиквейн

Дидактический сиквейн

Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, мы ищем разные подходы, технологии, приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, а также развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. Одним их таких технологий является  дидактический сиквейн. Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями окружающей действительности. Перед ним открывается много интересного, нового и привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?» И задача взрослых четко и правильно отвечать на вопросы ребенка, помочь понять смысл каждого слова, запомнить его и правильно употреблять в речи.  Для решения этих задач я начала использовать Сиквейн.

Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке.

Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:

первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;

вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;

третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;

четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.

При этом в дидактическом синквейне можно отступать от правил, например, главная тема  или резюме может формулироваться не одним словом, а словосочетанием, фраза может состоять из трех-пяти слов, а действия – описываться составными сказуемыми. Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее

Актуальность технологии «дидактический синквейн» заключается в следующем: Синквейн используется на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы. Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует словарную работу. Учит определять грамматическую основу предложений. Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление. Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.

При обучении составления синквейна уточняется и расширяется словарь. Материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению. Дети знакомятся  с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета». Совершенствуются навыки использования в речи синонимов и антонимов. Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы. Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений. Совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное ребенку И начать с простых вещей.

Например, попробуем составить синквейн на примере темы «шар».

Соответственно,первая строка вопросы Кто?Что? –  «шар».

Вторая строка–Какой?Какая?  два прилагательных, свойства предмета. Шар какой? Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие шара вообще (круглый, гладкий), так и конкретное шар, которым пользуется автор (воздушный, красный, легкий и т.д.). Предположим, в итоге шар получился «круглый и воздушный».

Третья строка– Что делает? Три действия предмета. Тут у детей часто возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах, посвященных абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия, которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих. Например, шар  может не просто надули, оно может выскользнуть из рук и полететь, может зацепиться за чтото и лопнуть, он приносит радость. А что еще может сделать шар? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например, так: «летит, прыгает, движется».

Четвертая строчка – личное отношение ребенка к теме синквейна. Выражет свое мнение . Тут тоже порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к шару. Но в данном случае под личным отношением подразумеваются не только эмоции, это могут быть и ассоциации, и что-то, что, является главным в данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой синквейна. Например: «Вначале шар надо надуть». Или, «шар надо купить»

И, наконец, последняя строка – резюме в одно-два слова или словосочетание.  Тут можно перечитать получившееся стихотворение, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом. Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Это может быть слово «праздник» или «Как красиво»

Итог ШАР

КРУГЛЫЙ, ВОЗДУШНЫЙ

ЛЕТАЕТ,  ПРЫГАЕТ,  ДВИЖЕТСЯ

ШАР НАДО НАДУТЬ

КАК КРАСИВО

Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Его форма напоминает ёлочку.

На  сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь дидактического синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста, а также в опыте правильного использования различных терминов.

Например:
Кто?   —  Кошка.
Какая?  —   мягкая,пушистая.
Что делает?  —  Мурлычит, Лакомится, Играет.
Предложение  —   кошка мурлычит и играет в мяч.
Ассоциация  —   Домашнее животное.

Дидактический синквейн можно использовать:

Для закрепления изученной лексической темы.
1. Береза
2. Тонкая, белая.
3. Растет, Зеленеет, Колышется.
4. Белая береза, зеленые листочки.
5. Дерево.

Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте:
1. Звуки речи.
2. Гласные, согласные.
3. Слышим, произносим, выделяем.
4. Звуки складываются в слоги.
5. Речь.

Используя слова из синквейна, придумать рассказ.

  1. Лиса.
  2. Пушистая. Рыжая.
  3. Бегает, нюхает, виляет.
  4. Лиса живет в норе.
  5. Дикое животное.

В лесу живет рыжая, пушистая лиса. Она бегает, нюхает и  виляет хвостом. Живет в норе. Питается мышками, зайками.лиса дикое животное .  Различные вариации для составления дидактического синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Синквейн можно составлять как на индивидуальных, групповых занятиях, так и на занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.

Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты:
— составление краткого рассказа по готовому синквейну  (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
— коррекция и совершенствование готового синквейна;
— анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас, поэтому работу нужно начинать  с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Знакомя детей  с понятием «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением.
Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями.

В чём же эффективность и значимость синквейна?

Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу.
В отличие от составления рассказа, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных).

Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно — ориентированной.

Синквейн для логопеда детского сада — это:
— инструмент для синтеза и обобщения сложной информации,
— средство творческого самовыражения ребёнка,
— способ обогащения словарного запаса,
— подготовка к краткому пересказу,
— и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.
— Синквейн является игровым приемом.
— Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
— Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

— Синквейн учит краткому пересказу.
— Синквейн помогает развить речь и мышление.
— Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
— Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
— Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
— Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в дошкольной практике объясняется тем, что:

— технология – открывает новые возможности; современная практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу воспитателя.

— гармонично вписывается в работу по развитию речи, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на развитие речи детей и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход.

— способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

— является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

— носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

Система работы над составлением Синквейна также идет по лексическим темам, по плану работы логопеда

Заключение:  выстраивание работы с детьми по формированию речемыслительной деятельности с использованием  метода Синквейн, способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности совместной деятельности, а также подготовки дошкольника к успешному обучению в школе. Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.

 

Литература:
1. Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы . Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
2.Терентьева Н. Синквейн по «Котловану»?  Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).
3. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).
4. Макарова Е.В.       Журнал «Дошкольник»  Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования. «Дидактический Синквейн»