Аннотация дополнительнойпрограммы развития «Вместе веселее»
Поэмоционально-коммуникативной сфере развития старших дошкольников
Педагога-психолога Скрябиной Т.В.
Пояснительная записка
Эмоционально-коммуникативное развитие дошкольника в настоящее время вызывает тревогу. Это связано с незрелой эмоционально-волевой сферой ребенка. Ребенок, не умеющий общаться со сверстниками, не принимается ими, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к замкнутости, резкому понижению самооценки. Чтобы данный фактор не стал тормозом на пути развития личности, необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими. Формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной и коммуникативной сфер, на наш взгляд, должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных задач воспитания.
Программа носит коррекционно-развивающий характер. Она рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Занятия по программе могут быть полезны для детей с поведенческими проблемами, для детей, имеющих трудности в общении, детей с отставаниями в развитии эмоционально-волевой и личностной сферы (личностной незрелостью), а также для всех детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы: создание условий для развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы старших дошкольников. Программа состоит из двух основных частей:
1. Саморегуляция эмоционального состояния.
2. Коммуникативные способности.
В них последовательно реализуются следующие задачи:
1. Способствовать развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей.
2. Способствовать развитию у детей интереса к совместным со сверстниками играм и занятиям, развитию у них социальных чувств.
3. Способствовать развитию коммуникативной компетентности детей.
4. Способствовать совершенствованию коммуникативных навыков у детей.
3. Индивидуальная работа с родителями и детьми, носит дополнительный, обслуживающий характер. Задача ее — способствовать повышению эффективности работы по основной программе.
Важно соблюдать предложенный в программе порядок занятий, так как эффективность именно этой последовательности проверена на практике.
Программа рассчитана на учебный год — 72 часа, из них не менее 18 часов составляет индивидуальная работа и 54 часа — групповые занятия с детьми (при режиме занятий 2 раза в неделю). Оптимальный размер детской группы 6-7 чел. Формы деятельности на занятиях разнообразны: игры, упражнения, беседы, театрализация, рисование.
Ожидаемые результаты можно сформулировать следующим образом:
1. Позитивное психоэмоциональное состояние ребенка.
2. Контактность ребенка, адаптивность в группе сверстников.
3. Зрелое (соответствующее возрасту) поведение в социальных контактах и деятельности.
Для отслеживания результативности работы по программе в качестве основного используется метод шкальных оценок. Оценивание проводят родители. С помощью заданных шкал они отслеживают поведенческие и эмоциональные проявления своих детей до и после года занятий по программе. Также для диагностики используется цветовой тест Люшера, тест «Рисунок человека» и социометрия в форме игры «Тайная почта». В конце учебного года окончательные итоги работы подводятся вместе с родителями на собраниях и индивидуальных консультациях.
Саморегуляция эмоционального состояния
Для осознания своих эмоциональных состояний ребенку необходимо иметь представление о различных эмоциональных переживаниях и о возможных причинах, их вызывающих. В нашей программе мы знакомим детей с основными эмоциями и эмоциональными состояниями (радость, горе/печаль, грусть, гнев, страх, удивление, чувство вины/стыда, чувство обиды, чувство гордости и пренебрежения, смущение, спокойное состояние), тем самым способствуя формированию у них когнитивной составляющей эмоционально-волевой саморегуляции. Знакомство это происходит с помощью чтения детям рассказов или показа кукольных представлений различных «историй» и сказок и последующего обсуждения с ними эмоциональных переживаний и поведения героев. В процессе таких занятий у старших дошкольников расширяются знания об эмоциональной сфере человека, обогащается эмоциональный словарь, закрепляются умения узнавать эмоции по их внешним невербальным проявлениям, развивается способность лучше понимать причины поведения людей.
В процессе занятий необходимо также стимулировать проявления детьми позитивных социальных чувств (интереса друг к другу, сопереживания, сочувствия, радости за другого) и позитивного поведения (оказание поддержки, помощи, готовности защитить, уступить). Занятия в рамках нашей программы способствуют также развитию богатства мимики, пантомимики, раскованности и выразительности эмоциональных проявлений детей.
Ожидаемый результат: позитивная динамика в развитии произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей.
Критерии результативности:
— наличие позитивной динамики в умениях детей узнавать, точно называть и графически изображать основные эмоциональные состояния;
— рост продуктивной активности, инициативности детей, рост проявления ими позитивных чувств (при начальном уровне этих проявлений ниже среднего);
— снижение негативных переживаний и деструктивных проявлений детей в контактах (при начальном уровне таковых — выше среднего);
— дополнительно — позитивная динамика способностей детей называть свои эмоциональные состояния и выражать их социально приемлемыми способами.
Для отслеживания результативности занятий первой части используются:
1. сравнительная оценка представлений детей о различных эмоциональных состояниях и умений их узнавать, называть, изображать графически на момент начала и завершения цикла занятий (использован бланк «Наши переживания: эмоции, чувства» из книги Л.С. Колмогоровой, Н.Н. Григорьевской;
2. оценка родителями эмоциональных проявлений детей на начало и конец цикла занятий по следующим шкалам: продуктивная активность ребенка, инициативность в общении, в играх, деятельности; агрессивность ребенка в контактах со сверстниками; обидчивость ребенка в контактах со сверстниками; тревожность ребенка; проявление сочувствия, помощи, поддержки других.
3. наблюдение педагогов в процессе обучения.
Коммуникативные способности
Коммуникация, общение — процесс социального взаимодействия, результатом которого является создание социальной общности при сохранении индивидуальности каждого участника; процесс созидания человеческих взаимоотношений.
Основные задачи третьей части нашей программы — способствовать развитию у детей интереса к совместным со сверстниками играм и занятиям, развитию социальных чувств и коммуникативной компетентности; совершенствованию у них навыков общения.
Эффективность этой части программы повышается, если она проводится с учетом групповой динамики и индивидуальных особенностей детей. В соответствии с ними и должны подбираться игры для конкретных занятий.
Ожидаемый результат — развитие коммуникативных способностей, рост коммуникативной успешности детей.
Показатели результативности: рост интереса к другим детям, желания общаться, взаимодействовать (при недостаточно выраженных коммуникативных потребностях на начало учебного года); совершенствование конкретных навыков общения; рост позитивных социальных проявлений в контактах со сверстниками (при начальном уровне ниже среднего), снижение негативных эмоциональных реакций — тревоги, обиды, агрессивности в контактах (при их уровне на начало учебного года выше среднего), а также адаптированность ребенка в группе, наличие у него в группе взаимных симпатий с другими детьми, способность ребенка взаимодействовать с разными детьми в группе, способность сотрудничать и соперничать — соревноваться.
Для отслеживания результативности используются следующие методы.
1. Метод шкальной оценки родителями проявлений своих детей. Замеры проводятся в начале и в конце занятий по программе по следующим шкалам:
— желание общаться с ровесниками;
— умение познакомиться, завязать отношения;
— умение играть вместе с другими детьми;
— умение поддерживать относительно длительные дружеские отношения;
— умение рассказать о себе и событиях своей жизни;
— умение выступать, что-то делать публично;
— агрессивность в контактах со сверстниками;
— обидчивость в контактах со сверстниками;
— тревожность ребенка;
— проявление сочувствия, помощи, поддержки другим;
2. Социометрия — игра «Тайная почта»;
3. Наблюдение ведущего в процессе занятий.
Индивидуальная работа с родителями и детьми
Основная задача индивидуальной работы — способствовать повышению эффективности групповых развивающих занятий с детьми посредством формирования у родителей понимающего и осознанного отношения к этим занятиям.
Диагностические занятия с детьми проводятся в целях отслеживания динамики развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы ребенка. Для диагностики используется цветовой тест Люшера (для оценки эмоционального состояния детей), тест «Рисунок человека» (для оценки общей зрелости ребенка), субтест 11 теста Векслера «Шифровка» (для отслеживания динамики показателя активности внимания). Именно индивидуальное проведение этих тестов дает полноценный результат.
Содержание первого собеседования с родителями (в начале учебного года):
— сбор необходимых для работы сведений о ребенке;
— заключение с родителем устного договора
— контракта на работу с ребенком для достижения намеченного обеими сторонами результата;
— заполнение родителем оценочных шкал для дополнительного отслеживания результативности работы с
ребенком и уточнения заявленных проблем. Содержание второго собеседования (в конце учебного года):
— заполнение родителем оценочных шкал и устная оценка родителем результатов работы с ребенком;
— информирование родителя о динамике развития ребенка на основании результатов диагностики и наблюдения педагога-психолога, обсуждение результатов с родителем;
— рекомендации специалиста по дальнейшему развитию ребенка, ответы на вопросы родителя.