Илларионова Юлия Степановна. Учитель-логопед МБДОУ Д/с № 72 «Кэнчээри»
Формирование временно-пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР III уровня
Дошкольный возраст имеет большое значение в жизни человека, в развитии многих его психических свойств, процессов, качеств личности. Велико значение этого возраста в формировании временно-пространственных ориентировок.
Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой стороне речи.
Познание ребенком времени ,пространства и ориентировка в нем – процесс сложный и длительный , а развитие у детей пространственных представлений требует специального обучения, особенно у детей с ОНР . Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течении дня, координацией и преемственностью в работе логопеда ,воспитателя.
Основной формой работы по формированию математических представлений, а именно ориентировки во времени и пространстве у нас были занятия по математике. Но, учитывая современные требования и подходы по ориентировке во времени и в пространстве, мы формировали у детей мыслительные умения и способности, которые позволяли осваивать новое с помощью игровых методов и приемов. На занятиях мы решали большую часть программных задач. У детей формировали в определенной последовательности представления, вырабатывали необходимые умения и навыки в ориентировке. А также проводили игры по ориентированию, которые применялись и на других занятиях.
Временно-пространственное представление у детей мы развивали, используя повседневную жизнь, режимные моменты: при умывании, одевании, приеме пищи, во время утренней гимнастики, дидактические игры и игровые упражнения, так же подвижные игры. Так же большое внимание было уделено индивидуальной работе.
Разработали систему ориентировки во времени и пространстве детей старшего дошкольного возраста ,в контексте разных видов деятельности.
Составили систему игр. Игры использовались во всех формах работы с детьми по формированию временно- пространственных представлений у детей дошкольного возраста; утренней гимнастике; физкультурных занятиях; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно, в самостоятельной поисковой деятельности.
Игровая форма обучения повышала настроение детей, способствовала проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное -развитию элементарных математических способностей.
Важным условием самостоятельной игровой деятельности являлось создание предметной среды, имеющей развивающий характер.
Для успеха в работе и решения всех поставленных задач надо было правильно организовать совместную деятельность учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, физкультурного инструктора, а также родителей. Ведущая роль, безусловна, принадлежит логопеду. Игры распределили по темам: развитие ориентировки во времени, развитие ориентировки в пространстве. Эти игры распределялись на занятиях всех видов. Они использовались на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по изодеятельности и конструированию. Закрепление игр шло в самостоятельной деятельности детей.
Игры на ознакомление с частями суток | Игры на ориентировку в пространстве |
«Назови пропущенное слово» Цель-активизация словаря за счет названий частей суток | «Найди спрятанную игрушку» цель- развитие понимания схематичного изображения |
«Когда это бывает» цель-определение частей суток | «Запомни картинки» цель — развитие внимания и памяти, различение геометрических фигур по расположению. |
«Выбери нужную картинку» цель-углубление и расширение представлений об отрезках времени , изображенных на картинке. | «Повторяйте друг за другом» цель — развитие понимания схематичного изображения вверх, вниз.
|
«Путешествие в утро , день, вечер, ночь» цель-показ разнообразной деятельности , характерной для каждой из частей суток. | «Зверюшки на дорожках» цель — умение выделять направление впереди-сзади
|
«Назови все части суток» цель-закрепление знаний о последовательности частей суток | «Нарисуй картинку палочками» цель – развитие пространственного воображения. |
«Найди пару» цель-закрепление знаний о частях суток | «Куда пойдешь и что найдешь» цель — учить определять направление. |
«Чьи сутки быстрее соберутся» цель- определение частей суток. | «Цветные дома» цель – определение словами положения предметов (домов) |
«Наоборот» цель- подбор антонимов
|
«Что изменилось?», «Кто, где прячется?» цель — ориентировка в групповой комнате, умение двигаться в заданном направлении. |
«Путешествие в утро , день, вечер, ночь» с усложнением. | «Учимся находить видимые различия» цель — ориентировка на плане в группе |
«Назови соседей» цель- учить правильно называть части суток. | «Куда бросим мяч?» цель — развитие внимания, определение направления. |
«Ответь на вопрос» цель- учить понимать последовательность событий. | «Гномы с мешочками» цель — развитие умения выделять пространственные отношения (вверх- вниз, направо — налево, сзади-спереди). |
«Вставь нужную картинку» цель- учить правильно подбирать символы к картинкам | «Кто ушёл и где он спрятался?» цель — умение двигаться в заданном направлении по устной команде. |
«Найди слово с противоположным значением» цель- учить подбирать антонимы. | «Угадай, что где находиться » с усложнением.
«Что изменилось» с усложнением. «Когда это бывает» с усложнением |
«Мой режим дня» цель- учить использовать временные понятия | «Внимание» цель — умение ориентироваться по плану детского сада. |
«Что за чем следует» цель-закрепление понятий о частях суток | «Что изменилось?» цель — ориентировка с усложнением |
«Было- будет» цель- учить называть последовательность суток | «Исправь ошибку» цель — умение дифференцировать направления. |
«Придумай предложение» цель- учить составлять предложения с использованием частей суток | «Разрезные картинки», «Сложи узор» цель – умение ориентировки в пространстве.
|
«Продолжай» цель- формирование понятий временных отношений | «Где это было?» цель – выделение левой и правой сторон
|
«Кто работает рано утром» цель-развитие временных представлений | Игра “Назови соседей- цель определение правой и левой сторон |
«Кубики для всех» цель — ориентировка на листе бумаги, умение выполнять определённый орнамент по образцу (схеме). |
Затем составили план работы. В условиях обычного детского сада , где функционирует только логопункт, успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, особенно от взаимосвязи логопеда и воспитателя. Необходимо правильное распределение обязанностей. Для этого мы присутствовали на занятиях воспитателя, физинструктора, музыкального руководителя. Обсудили как должна строиться наша совместная работа, написали план.
Большое внимание уделялось индивидуальной работе. Эту работу проводили в свободное время, учитывая способности и особенности ребенка.
Составляли задания воспитателю для вечерних занятий. Давали рекомендации и консультации родителям. В работе было проведено множество дидактических игр по ориентировке в пространстве и времени.
Стихи и песенки ребенок запоминает и быстрее и легче. Мы в своих играх на ориентировку применяли стихи, потешки, песенки. Это облегчило нашу задачу и дети с большим удовольствием запоминали и обыгрывали.
Проводили беседы о личном, конкретном опыте детей при ознакомлении и закреплении временно- пространственных ориентировок. Читали отрывки из рассказов, сказок.
Написали перспективный план проведения игр на закрепление временно- пространственных представлений у детей с ОНР III уровня.
Таким образом, работа по развитию временно-пространственных ориентировок у детей ведется в разных направления с постепенным усложнением. Используя подобранный материал, постепенно ребенок в игровой форме легко и непринужденно учится справляться с окружающим пространством, учится ориентироваться также и во времени. Это – не просто практический навык, но и весьма эффективный способ развития мышления дошкольника.
Период | Название игры | Направление работы | Форма занятия | Исполнитель |
I | «Повторяйте друг за другом» —
|
Формировать навыки ориентировки в пространстве на основе сторон собственного тела. Учить словесной системе отсчета по пространственным направлениям вверх, вниз.
Развитие понимания схематичного изображения вверх, вниз. |
Логопед-кое
Фронтальное Физкульт-ное Музыкальное Рисование
|
Логопед
Воспит-ль Физин-тор Музрук-ль |
I | «Зверюшки на дорожках»
«Определи по следу
|
Учить детей различать направление вперед, назад. Умение определять местонахождение по отношению «от себя» предмета. | Логопед-кое Фронтальное
Физкульт-ное Музыкальное Рисование
|
Логопед
Воспит-ль Физин-тор Музрук-ль |
I | «Когда это бывает» | Учить различать и обозначать словами все четыре части суток. | Логопед-кое
Фронтальное
|
Логопед
Воспит-ль |
I | «Цветные дома» | Учить определять словами положения предметов (домов) | Логопед-кое
Фронтальное Рисование |
Логопед
Воспит-ль |
I | «Путешествие в утро , день, вечер, ночь»
|
Учить называть части суток по существенным признакам детской деятельности.Показ разнообразной деятельности , характерной для каждой из частей суток. | Логопед-кое
Индивид-ное Музыкальное |
Логопед
Воспит-ль Музрук-ль
|
II | “Куда пойдешь, то и найдешь”.
|
Закреплять определение направления. Учить выбирать маршрут движения (выбор направления) и достигать цели | Логопед-кое
Фронтальное Физкул-ное |
Логопед
Воспит-ль Физин-тор |
II | «Выбери нужную картинку» | Углублять и расширять представления об отрезках времени , изображенных на картинке. | Логопед-кое
Индивид-ное |
Логопед
Воспит-ль
|
II | «Найди спрятанную игрушку»
«Найди Микки-Мауса |
Развивать понимания схематичного изображения. Учить давать оценку расстояния, взаимного положения предметов. Осваивать словесную систему отсчета. | Логопед-кое
Индивид-ное |
Логопед
Воспит-ль
|
II | «Запомни картинки»
|
Развивать внимание и память, различать геометрические фигуры по расположению. | Логопед-кое
Индивид-ное |
Логопед
Воспит-ль
|
II | «Назови пропущенное слово» | Дать представление о последовательности частей суток. Активизация словаря за счет названий частей суток | Логопед-кое
Индивид-ное |
Логопед
Воспит-ль
|
II | «Нарисуй картинку палочками»
«Расскажи про свой узор» |
Учить ориентироваться на листе бумаги. Развивать пространственного воображения при ориентировке на плоскости. | Логопед-кое
Фронтальное Подгрупп-вое Рисование |
Логопед
Воспит-ль
|
II | «Куда пойдешь и что найдешь» | Учить определять пространственное расположение предметов, относительно друг друга. | Логопед-кое
Фронтальное Подгрупп-вое Физкул-ное |
Логопед
Воспит-ль Физинст-р |
II | «Живые сутки» | Закреплять умение определять части суток. Активизировать словарь. | Логопед-кое
Фронтальное Подгрупп-вое |
Логопед
Воспит-ль |
II | «Учимся находить видимые различия» | Продолжать учить ориентировке на плане в группе. Расширить площадь размещенности предметов. | Логопед-кое
Фронтальное Физкул-ное |
Логопед
Воспит-ль Физинст-р |
III | «Куда бросим мяч?» | Развивать внимание, наблюдательность. Определение направления сочетать с активным воспризведением. | Логопед-кое
Фронтальное Физкул-ное |
Логопед
Воспит-ль Физинст-р |
III | «Гномы с мешочками» | Развивать умение выделять пространственные отношения (вверх- вниз, направо — налево, сзади-спереди). | Логопед-кое
Фронтальное Физкул-ное Музыкальное |
Логопед
Воспит-ль Физинст-р Музрук-ль |
III | «Кто ушёл и где он спрятался?» | Прививать навыки умения двигаться в заданном направлении по устной команде. | Логопед-кое
Фронтальное Физкул-ное Музыкальное |
Логопед
Воспит-ль Физинст-р Музрук-ль |
III | «Угадай, что где находиться «Что изменилось
«Когда это бывает» |
с усложнением. Развивать понимания схематичного изображения. Учить давать оценку расстояния, взаимного положения предметов. Осваивать словесную систему отсчета. | Логопед-кое
Фронтальное Физкул-ное Музыкальное |
Логопед
Воспит-ль Физинст-р Музрук-ль |
III | «Внимание» | Умение ориентироваться по плану детского сада. | Логопед-кое
Подгрупп-вое |
Логопед
Воспит-ль |
III | «Исправь ошибку» | Умение дифференцировать направления. | Логопед-кое
Подгрупп-вое |
Логопед
Воспит-ль |
III | «Разрезные картинки», «Сложи узор»
|
Упражнять детей в пространственных ориентировках. Учить складывать узор в правильной последовательности. | Логопед-кое
Фронтальное подгрупповое |
Логопед
Воспит-ль |
III | «Где это было?»
|
Учить определять правую и левую стороны
|
Логопед-кое
Подгрупп-вое Физкул-ное Музыкальное |
Логопед
Воспит-ль Физинст-р Музрук-ль |
III | Игра “Назови соседей»
|
Расширение и закрепление левой и правой сторон. | Логопед-кое
Подгрупп-вое Физкул-ное Музыкальное |
Логопед
Воспит-ль Физинст-р Музрук-ль |
III | «Кубики для всех» (схеме).
|
Учить ориентировке на листе бумаги, умение выполнять определённый орнамент по образцу | Логопед-кое
Фронтальное Индивид-ное |
Логопед
Воспит-ль |
От воспитателя зависит многое. Чем больше он будет уделять ребенку внимания, тем более развитым будет ребенок. Если воспитатель стремится дать детям знания, эмоционально излагает новый материал, то с уверенностью можно сказать, что успех будет достигнут. Но работа должна проводиться в тесном контакте не только воспитателя и логопеда, но и других участников педагогического процесса.
Предложенная система работы позволяет развивать различные мыслительные операции. Вариативность заданий, разнообразие игровых приемов , направлены на закрепление временно-пространственных представлений это позволяет в дальнейшем перейти от представлений к понятиям.
Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми с ОНР, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом нашего дальнейшего исследования.
Обновление и качественное улучшение системы ориентировки в пространстве и во времени старших дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных пространственных представлений.
Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
ЛИТЕРАТУРА:
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР./З.Е.Агранович.-СПб.:Детство-пресс,2002-128с.
- Арапова-Пискарева Н.А.Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и метод. рекомендации./Н.А.Арапова-Пискарева. -М.: Мозаика-Синтез,2006-112с.
- Бодраченко И.В. Речевые игры: что это такое и как в них играть./ И.В.Бодраченко// Логопед.-2007-№3.-С.97-102
- Бондаренко Л.Н. Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи ./Л.Н.Бондаренко// Логопед .-2008-№ 1- С. 33-40
- Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста./ Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. -М.: Просвещение ,1989 -246с.
- Елецкая О.В. Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи./ О.В.Елецкая , Н.Ю. Горбачёвская //Логопед.- 2005. -№2-С.42-46
- Ерошко О.Л. Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста./О.Л.Ерошко, Л.В.Заика //Логопед в детском саду .-2007.-№ 9 (24).-С.33-36