Почему так важно развивать волю, становиться ясно, стоит лишь задуматься над тем, как часто она нам требуется и как часто ее не хватает. Правильно и своевременно развитые волевые качества ребенка – это и есть дисциплина на уроках, собранность, подтянутость, усидчивость, умение преодолевать трудности. Именно взрослым, родителям, воспитателям приходится настраивать ребенка на то, что он порой не желает делать: например, настойчиво требовать от него выполнения сначала более трудных, а потом более легких школьных заданий, уделяя больше внимания тому, что меньше всего получается. Именно нам, взрослым, приходиться делать замечания ребенку по поводу непорядка в комнате, плохого поведения на занятиях.
В чем лежит корень этих проблем? Помимо всего остального, именно в недостатке развития волевых качеств ребенка. Между тем качества эти можно развивать уже в относительно раннем возрасте с помощью простых и занимательных игр.
Игры эти учат детей действовать по команде (фактически вся учебная деятельность в школе будет основана именно на этом), подавлять импульсы, но вместе с тем воспитывают самостоятельность, учат преодолевать робость и даже страх, пусть даже пусть даже опасность в этих играх реально равна нулю и имеет воображаемый характер. Вот некоторые из таких игр. В них можно играть и всей группой в садике, и родителям с детьми во дворе, собрав вокруг себя игроков-детей.
Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств, это должна быть игра по правилам или с правилами; коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые; в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии; в игре должна ставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение). К играм с правилами относятся дидактические и подвижные игры.
Мыльные пузыри.
Цель игры— учить детей проявлять волевые усилия (в данной игре дети учатся сохранять серьезность, несмотря на обстоятельства). Игра развивает чувство юмора, актерское мастерство и дает положительные эмоции.
Рекомендуемый возраст детей – от 2лет.
После того как в каждой паре выявился победитель, можно устроить турнир среди самых стойких и серьезных.
Море волнуется
Цель игры: учить детей волевым усилиям контролировать свои действия. Игра позволяет подвигаться, способствует развитию координации движении.
Рекомендуемый возраст детей – 5 лет.
Пес-барбос
Цель игры – учить детей управлять поведением, преодолевать опасность, справляться с робостью и страхом.
Примечание: для детей младшего возраста игру можно немного упростить, исключив из нее элемент осаливания. В этом случае «разбуженный» детьми Барбос выбегает и просто бегает за игроками не пытаясь, кого-то поймать. Если ребенок еще изобразит собаку (например, сымитирует лай), то это будет еще лучше. При таком варианте игры упор делается именно на воспитание волевых качеств детей: не смотря на то, что пес – персонаж игры, которого стоит опасаться, дети должны контролировать свое поведение и точно следовать правилам игры.
Воробушки, домой!
Цель – учить детей контролировать свое поведение, импульсивной двигательной активностью, действовать самостоятельно, независимо друг от друга. Игра учит детей действовать строго по сигналу, что способствует выработке дисциплины.
Рекомендуемый возраст — 2,5-4 года.
Примечание: после того как игру несколько раз провел взрослый ведущий, он может перепоручить это кому-то из малышей. Тот может не просто давать сигналы, а изображать кошку, собаку, машину, смотря по предварительной договоренности.
Для детей старшего возраста игру можно и усложнить, например, сделать «домиков» меньше, чем игроков (тогда игра годится и для детей старше четырех-пяти лет), но для малышей так игру усложнять не стоит.
Кот и мыши.
Цель игры: воспитывать у детей умение преодолевать страх, неукоснительно выполнять правила, не опережая и не замедляя деиствия. Игра развивает у детей самоконтроль.
Рекомендуемый возраст детей – 5-6 лет.
Примечание: игра пройдет успешно лишь в том случае, если игроками будут четко соблюдаться все правила: «мышкам» нельзя убегать, пока не будет произнесено последнее слово стихотворения. Конечно «мышкам», чувствующим опастность, очень хочется убежать ранбше времени – во время продолжительной паузы перед последней фразой; «кот» не может выбегать из домика раньше времени.
Жмурки со звоночком.
Цель игры: учить детей волевым усилием справляться с импульсивными действиями. Игра способствует развитию слухового восприятия, помогает выработать быстроту и ловкость движений.
Для игры вам потребуется колокольчик и шарф или платок, чтобы завязывать глаза одному из игроков.
Рекомендуемый возраст – от 4,5 лет
Очень важно, чтобы все дети в этой игре побывали в каждой из двух ролей.
Молчанка
Цель игры:учить детейконтролировать свои эмоции и движения
Рекомендуемый возраст детей – от 4,5 лет.
Выигрывает, конечно самый волевой из игроков, который сдержался и не заговорил и не засмеялся.
Секретики.
Цель игры: учить детей самоконтролю: приучать их действовать по определенному правилу в течение длительного времени. Игра развивает внимание, способствуя его концентрации посредством волевых усилий, а также улучшает речевое восприятие
Рекомендуемый возраст детей. – 5-7 лет.
Может эти игры и простые, но умение контролировать себя начинается с самого малого. Для детей контроль над двигательными и речевыми импульсами вовсе не покажется простым.
Подвижные игры для развития решительности, настойчивости, упорства. («Волк во рву», «Гуси-лебеди»)
Руководство играми надо осуществлять не только указаниями, разумеется, тактичными, не унижающими личность ребенка, но и поощрением тех, кто поступает правильно и честно. Оценка воспитателя – это высшая оценка для ребенка, так как воспитатель, безусловно, авторитет для него.
Итак, использование различных видов игр оказывает влияние на развитие самостоятельности у детей, творческих способностей, вызывает стремление доводить начатое дело до конца, воспитывает умение продолжать деятельность даже при нежелании ею заниматься или при возникновении более интересной деятельности, то есть все виды игр формируют волевые качества личности.
Литература.
1. Хромова С.А. Психологические игры для детей./ С.А. Хромова — М.:РИПОЛ классик: ДОМ XXI век, 2009 – 189 с.